Иркутское отделение РОС совместно с Общественной палатой Иркутской области разработала научную методику по оценке работы Общественных советов при исполнительных органах государственной власти

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ (ОС) ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ИОГВ)

Цель методики — объективная оценка деятельности ОС в  контексте  реализации федерального и  регионального законодательства об общественном контроле с учетом компетенции органов исполнительной власти.

Задачи методики:

1. Повышение информированности населения о деятельности ОС и выявление роли деятельности ОС в формировании гражданского общества;

2. Расширение информационного взаимодействия ОС, органов государственной власти и гражданского общества;

3. Укрепление  взаимодействия руководителей органов  государственной власти и субъектов общественного контроля.

Расчет показателей оценки эффективности деятельности ОС проводится в соответствии с прилагаемыми критериями.

В процессе применения положения Методики могут корректироваться с учетом изменения условий  деятельности ОС.

Итоговая  таблица  с  результатами  оценки ОС  размещается  на  сайте Общественной палаты Иркутской области  для общественного ознакомления.

Оценивание производится независимыми экспертами в процессе присваивания баллов по критериям и показателям, характеризующим  различные  аспекты (количественные и качественные) деятельности ОС. Эксперты — члены Комиссии по этике, регламенту и взаимодействию с субъектами общественного контроля. Оценка эффективности деятельности ОС производится один раз в год. По результатам оценки эффективность деятельности ОС градуируется с помощью следующих значений:

  • высокий уровень эффективности деятельности ОС находится  в пределах от 66% до 100% (от 15,5 до 23,5 баллов);
  • средний уровень эффективности деятельности ОС находится  в пределах от 33% до 65% (от 8 до 15 баллов);
  • низкий уровень эффективности деятельности ОС находится  в пределах от 0 до 32% (от 0 до 7,5 баллов).  

Далее производится сравнение результата  по показателям предыдущего периода и анализ динамики эффективности деятельности общественных советов (Какие показатели снизились? Каковы причины снижения?).

Итак, оценка эффективности деятельности общественных советов (ОС) при исполнительном органе государственной власти (ИОГВ) осуществляется по следующим направлениям деятельности (табл.1).

Таблица 1

Направления деятельности ОС при ИОГВ

1. Оценка текущей деятельности — наличие плана работы ОС на год; — проведение плановых заседаний ОС; — проведение или участие в «круглых столах», семинарах, массовых встречах с населением и других публичных мероприятиях, участие в видео- конференциях; — оценка обратной связи с населением
2. Оценка общественного контроля за деятельностью исполнительного органа власти — проведение общественных слушаний, обсуждений проектов инициатив исполнительного органа власти; — участие членов ОС в работе органа власти; — участие в рассмотрении ежегодных (квартальных) отчетов органа власти; — представление органу власти наиболее распространенных запросов граждан по работе органа власти и контроль представления комментариев, ответов на них; — оценка эффективности государственных закупок органа власти; — участие в конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей; -мониторинг качества государственных услуг
3. Информационная открытость — наличие страницы (сайта) общественного совета в сети Интернет; — публикация результатов деятельности ОС в СМИ и/или на сайте исполнительного органа власти (Общественной палаты Иркутской области);  -публикации членов ОС в СМИ и сети Интернет; — наличие сайтов, блогов и страниц в сети членов ОС с информацией об их деятельности в Общественном совете; — интервью, комментарии и пресс-конференции с участием членов ОС;

Критерии оценки эффективности деятельности ОС при исполнительном органе государственной власти имеют свои показатели. Показатели оценки эффективности деятельности ОС при ИОГВ представлены в табл. 2

Таблица 2

Критерии и показатели оценки эффективности деятельности

ОС при ИОГВ

Критерий оценки Показатель Балл
1. Оценка текущей деятельности
1.1.Наличие плана работы ОС на год   План работы общественного совета на год имеется 1 балл
Нет плана работы 0 баллов.
1.2. Проведение плановых заседаний ОС Проведены все плановые заседания 1балл
Проведены не все плановые заседания 0 баллов
1.3. Проведение или участие в «круглых столах», семинарах, массовых встречах с населением и других публичных мероприятиях, участие в видео-конференциях За каждое мероприятие 0,1 балл,  но не более 1 балла
1.4. Оценка обратной связи с населением (количество обращений населения в ОС через разные каналы связи в месяц) От 8 и более обращений 1 балл
От 4 до 7 обращений 0,5 баллов
От 1 до 3 обращений 0,1 балла
1.5. Участие в заседаниях руководителя (заместителя) исполнительного органа государственной власти За каждое мероприятие 0,1 балл,  но не более 1 балла
1.6. Участие в заседаниях с участием приглашенного эксперта За каждое мероприятие 0,1 балл,  но не более 1 балла
1.7. Участие в заседаниях ОС  представителей областных или муниципальных организаций За каждое мероприятие 0,1 балл,  но не более 1 балла
1.8. Участие в заседаниях ОС  представителей региональных коммерческих, некоммерческих и общественных организаций За каждое мероприятие 0,1 балл,  но не более 1 балла
Максимальный балл по критерию – 8 балла
2. Оценка общественного контроля за деятельностью ИОГВ
2.1. Проведение общественных экспертиз, обсуждений проектов областных и муниципальных правовых актов, инициатив ИОГВ За каждое мероприятие 0,1 балла, но не более 1    
2.2. Участие в антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых ИОГВ За каждое мероприятие 0,1 балла, но не более 1
2.3. Проведение независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих услуги населению. За каждое мероприятие 0,1 балла, но не более 1  
2.4. Участие членов ОС в работе коллегиальных совещательных органов при ИОГВ Присутствие члена ОС на заседаниях органа власти: за каждое участие в заседаниях ИОГВ       0,1 балла, но не более 1 балла
Внесено предложений членом ОС по работе органа власти: за каждое предложение члена ОС, принятое в работу ИОГВ 0,1 балла, но не более 1 балла
2.5. Участие в рассмотрении ежегодных (квартальных) отчетов ИОГВ Присутствие члена ОС на заседаниях ИОГВ по отчету в работе   0,1 балла за каждое участие в заседаниях органа власти, но не более 1 балла
2.6. Представление органу власти наиболее распространенных запросов граждан по работе ИОГВ и контроль представления комментариев Периодичность представления запросов в орган власти: — постоянная, не реже 1 раза в неделю   — периодическая, 1 раз в месяц   — непостоянная, реже раза в месяц   — редкая   — отсутствует         1 балл   0,5 балла     0,3 балла     0,1 балла   0
Представление комментариев органом власти на обращение: -ответ на каждый запрос производится в кратчайшие сроки   -ответ производится периодически   -ответы запаздывают   -ответы отсутствуют (хотя бы на 1 запрос)           1 балл   0,5 балла     0,1 балла   0 баллов.
2.7. Оценка эффективности государственных закупок ИОГВ Участие члена ОС в обсуждении плана государственных закупок: -за каждое участие в обсуждении 0,1 балла, но более 1 балла  
Количество выявленных нарушений в государственных закупках: -за каждое выявленное нарушение 0,1 балла, но более 1 балла
2.8. Участие в конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей За каждое мероприятие 0,1 балла, но более 1 балла
2.9. Мониторинг качества государственных услуг и анализ выбора поставщиков План работы по проведению оценки качества государственных услуг: -да, имеется   -нет плана         1 балл   0 баллов
Разработана методика оценки качества государственных услуг: -методика разработана   -нет методики       1 балл   0 баллов
Проведение оценки качества государственных услуг:  за каждый отчет по оценке качества государственных услуг       0,5 балл, но не более 2,5
Максимальный балл по критерию – 10,5 баллов
3. Информационная открытость
3.1. Публикация результатов деятельности ОС в СМИ и/или на сайте Да 1 балл
Нет 0 баллов
3.2. Публикации членов общественного совета в печатных СМИ и/или в сети Интернет   Да, имеются публикации более 50% членов ОС в СМИ и в сети Интернет 1 балл    
Да, имеются публикации членов ОС в СМИ и сети Интернет 0,3 баллов.  
Нет, не имеются 0 баллов
3.3. Наличие сайтов, блогов и страниц в сети членов общественного совета с информацией об их деятельности в ОС Более 50% членов ОС имеют и ведут сайты, блоги и страницы в сети Интернет 1балл
30- 50% членов ОС имеют и ведут сайты, блоги и страницы в сети Интернет 0,5 баллов.
Менее 30% членов ОС имеют и ведут сайты, блоги и страницы в сети Интернет 0,1 баллов.
3.4. Интервью, комментарии и пресс-конференции с участием членов ОС   Количество интервью, комментарии и пресс-конференции с участием членов ОС в объеме 100% ОС       1 балл.
Количество интервью, комментарии и пресс-конференции с участием членов ОС от 50 до 99% численности членов ОС 0.5 баллов.  
Количество интервью, комментарии и пресс-конференции с участием членов ОС менее 50% численности членов ОС 0,1 баллов
3.5.Наличие страницы (сайта) общественного совета в сети Интернет   Имеется собственный сайт ОС (страница) с актуальной информацией (о текущей деятельности общественного совета, документа об утверждении состава, плана работы, протоколов заседания) 1 балл        
Имеется собственный сайт ОС (страница) с устаревшей информацией 0,3 баллов  
Нет собственного сайта (страницы) 0 баллов
Максимальный балл по критерию – 5 баллов
Максимальный балл по всем критериям – 23,5 балла

В табл. 2 выделены критерии и показатели оценки эффективности деятельности ОС при ИОГВ. При этом необходимо пояснить, что критерии 1.1 «наличие плана работы ОС на год» и 1.2 «проведение плановых заседаний ОС» характеризуют наличие эффективного управления в ОС.

Критерий 1.3 «проведение или участие в круглых столах, семинарах, массовых встречах с населением и других публичных мероприятиях, участие в видео-конференциях» характеризует взаимодействие со СМИ и общественностью.

Критерий 1.4 «оценка обратной связи с населением (количество обращений населения в ОС через разные каналы связи в месяц)» позволяет определить направления работы для  ОС  в плане взаимодействия с государственным органом по решению острых вопросов населения. Разработанные критерии позволяют в дальнейшем проводить диагностику интересов населения в работе государственного  органа.

Критерий 3.3 «наличие сайта ОС в сети Интернет» показывает, насколько ОС соответствуют современным условиям коммуникации. Наличие сети Интернет является общедоступным и позволяет оперативно получать и отправлять информацию широкому кругу лиц. Поэтому наличие у ОС публикаций, протоколов, решений в медиа-пространстве с постоянно свежей, обновляющейся информацией показывает прозрачность и результативность деятельности ОС. Критерий 3.1 «публикация результатов деятельности ОС в СМИ и/или на сайте» позволяет понять, насколько ОС «плодотворен», какой круг вопросов рассматривается, есть ли анализ работы государственного органа, какие рекомендации и предложения формирует ОС для совершенствования работы государственного органа. С помощью критериев 3.2, 3.3, 3.4 оценивают социальную активность членов ОС. Это позволяет определить, какова численность деятельных членов в данном ОС.

Методика была представлена на Всероссийской конференции «Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов», 12-13 сентября 2019 г в г. Иркутске . Смотреть полностью: http://bgu.ru/soc/soc.aspx

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *